КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ

Безопасность полетов (БП) характеризуется уров­нем безопасности полетов и является характеристи­кой ‘авиационно-транспортной системы, которая опре­деляется вероятностью того, что в полете не возник­нет катастрофическая ситуация.

В настоящее время для количественной оценки БП нашли применение статистические и вероятностные показатели, которые могут быть общими и частными, абсолютными и относительными [3]. Общие показа­тели характеризуют безопасность полетов в целом по всем причинам, частные — по конкретным причи­нам или группе их.

К общим абсолютным статистическим показате­лям БП относятся: паП(ПАт — число авиационных происшествий (предпосылок авиационных происшест­вий) ; т — число погибших в авиационных происшест­виях за определенный промежуток времени. К част­ным абсолютным показателям БП можно отнести: tij^ число АП, вызванных какой-либо /-й причиной (фактором); п — число АП на г-ш этапе полета и др. Абсолютные статистические показатели позволяют выявить общую тенденцию в состоянии БП за опреде­ленный период. Однако они не отражают уровня

БП..

Более универсальными являются относительные показатели БП, в которых число событий с ВС дает­ся на определенный объем наработки или выполнен­ных работ (налет, число перевезенных пассажиров; и т. д.). Обобщенно относительный показатель БП:

kfi=nfilLif, (1.2)

nfi — число событий с ВС (АП, ПАП), повреждений ВС на зем­ле и чрезвычайных происшествий; Ьц — объем работ; «/■» — ин­декс Вида события; «I» — индекс типа ВС.

Относительные статистические показатели позво­ляют оценить уровень БП, учесть все факторы и. при­чины АП. Эти критерии очень важны, так как они. отражают допустимый уровень совершенства авиа­ционной техники, организации и обеспечения, плани­
рования и управления, степень подготовки летного *состава и квалификацию инженерно-технического шерсонала.

В качестве показателей БП при регулярных воз­душных сообщениях международная организация гражданской авиации (ИКАО) использует следующие «относительные статистические показатели; число катастроф на 100 млн. км налета

k= {nJLu) 108; (1.3)

■число катастроф на 100 000 ч налета

і А2=ЫЬ12) 105; (1.4)

•число катастроф на 100 000 полетов

кг= (щД-із) 105, (1.5)

тде я*—число катастроф за анализируемый период; Ln—на­лет в километрах за анализируемый период; L,2 — объем работ. за анализируемый период, налет часов; Щз — объем работ за .анализируемый период, число полетов.

Число погибших пассажиров на 1 млн переве­зенных:

ki= (m/Lu) 10s, (1.6)

т-е т — число погибших пассажиров за анализируемый период; Хн — объем работ за анализируемый период, число перевезен — аных пассажиров.

•Число погибших пассажиров на 100 млн. пасс-км:

кь— (т/Lis) 10s, (1.7)

/где Lis — объем перевозок за анализируемый период, пасс-км.

В соответствии с Единой методикой составления диализа состояния безопасности полетов и разработ­кой мероприятий по предупреждению авиационных происшествий принятой для стран — членов СЭВ в 1980 г., используются следующие относительные ста­тистические показатели БП:

число АП на 100 000 ч налета

Подпись: (1.8)яап=яап JLI2) 105;

число АП на 100 000 полетов

«’ап= (яап/Пз) 105. (1.9)

Число погибших пассажиров на 100 000 переве­зенных пассажиров

k= (т/Ьи) 105. (1-Ю)

Число погибших пассажиров на 100 млн. пасс.-км й/4=т/і15)108. (1.11)

Число погибших пассажиров на 100 000 ч полета

k’= (ffi/Z.12) 105. (1.12)

Основные статистические данные по авиационным катастрофам приведены в табл. 1.

Статистические показатели БП являются объек­тивными критериями, в чем и состоит их главная ценность. Вместе с тем они имеют и ряд существен­ных недостатков: оценивают БП уже после соверше­ния АП; не могут быть применены для решения задач ■оптимизации уровня БП с учетом располагаемых ресурсов и заданной эффективности; не могут быть использованы при долгосрочном планировании уров-

ТГа блица 1. Авиационные катастрофы в гражданской авиации зарубежных стран — членов ИКАО

Число

Число погибших

Годы

катастроф

погибших

пассажиров

пассажиров на 100 млн. пасс-км

1970

28

687

0,18

1971

31

867

0,21

1972

42

1210

0,26

1973

36

862

0,17

1974

29

1299

0,24

1975

20

443

0,08

1976

20

734

0,12

1977

24

516

0,07

1978

25

755

0,09

1979

31

879

0,10

1980

21

812

0,09

Примечание. Показатели приведены только для ВС со взлет* иой массой более 3000 кг.

ня БП, так как не учитывают особенностей новой техники, изменения условий ее эксплуатации; не поз­воляют определить степень опасности неблагоприят­ных факторов и их влияние на БП и, следовательно, не могут быть использованы при отыскании эффек­тивных путей предотвращения АП, еще до их прак­тической реализации.

Большое число статистических показателей БП затрудняет общую оценку достигнутого уровня БП, поэтому представляют интерес более универсаль­ные статистические показатели, например, удельная интенсивность неблагоприятных событий [1]:

А=Х/1. (1.13}

Интенсивность событий

Подпись: (1.14)п

х= —

NT

где п — число событий за анализируемый период; Т — суммар­ный налет на ВС рассматриваемого типа за анализируемый пе­риод N — число полетов за анализируемый период.

Интенсивность полетов

1-І піт. (1.15}

В свою очередь, среднее число полетов, выполнен­ное одним ВС данного типа в единицу времени ана­лизируемого периода:

N

/*=—, (1-16}

xk

а средний налет на одно ВС в единицу времени ана­лизируемого периода

/г=^Г’ (1Л7)

где k — число ВС данного типа; х — длительность анализируе­мого периода.

В соответствии с формулами (1.15) — (1.17)

/= (NT) j (х2№). (1.18)

Тогда, учитывая выражение (1.13), удельная ин­тенсивность неблагоприятных событий

А=Х/1=(т№п)1(№Т*). (1.19)

Этот показатель может применяться для отдель­ных этапов полета ВС, для полета в делом, для от­дельных типов ВС и для всего их парка.

Дальнейшее повышение эффективности использо­вания статистических показателей БП связано с их универсализацией и учетом ими условий эксплуата­ции, которые в соответствии с НЛГС включают: па­раметры состояния и воздействия на ВС внешней среды, эксплуатационные факторы, параметры поле­та. Сложность учета условий эксплуатации в стати­стических показателях БП состоит в том, что они непостоянны в течение анализируемого периода, а также тем, что многие из них пока нельзя предста­вить количественно.

На БП влияют факторы, носящие случайный ха­рактер, поэтому аналитические показатели, определя­ющие БП, имеют вероятностный характер. В качестве аналитического критерия БП принимают вероятность Рбп завершения полета без АП. Обозначив вероят­ность противоположного события — появления АП через ‘Q, получим

Pbn = l-Q. (1.20)

При рассмотрении вероятностных критериев БП приняты следующие допущения:’ появление в полете отказов техники, ошибок личного состава и неблаго­приятных внешних условий — независимые случай­ные события; вероятность одновременного возникно­вения в полете двух и более отказов или ошибок, или неблагоприятных условий мала. и ею можно пренеб­речь; парирование последствий отказов, ошибок и неблагоприятных условий — независимые случайные события.

Различают частные и общий вероятностный пока­затели БП. Частные показатели оценивают влияние на БП каждой группы факторов — отказов техники Рот, безошибочности действий личного состава Рлс и воздействия внешних неблагоприятных условий Рну.

Очевидно, что полет завершится благополучно, т. е. без АП, при следующих возможных событиях: в по­лете не появился ни один аварийный фактор;, в по­лете появился аварийный фактор, но экипаж свое­временно его обнаружил и парировал его последст­вия.

Исходя из этого, общее выражение частных веро­ятностных показателей БП при появлении одного фактора

P0=S+qP. (1.21)

где S — вероятность непоявления в полете аварийного фактора.

В случае появления в полете п аварийных факто­ров

P0=U(S + qP). (1,-22)

1 —

По этим выражениям определяют частные показате­ли ВП.